За стоимость бензина переживает абсолютно каждый россиянин. И это вполне объяснимо, ведь от этого зависят цены на все остальные товары в магазинах, куда продукция завозится именно грузовым транспортом.
Статистика и факты по итогам первого полугодия
За январь и февраль 2019 года ценники на горючее изменились незначительно, но все же изменения есть. Рост на 1,7% связан с увеличением НДС с 18 до 20%. Интересно, что при этом в отдельные моменты отмечалось даже небольшое снижение цен на топливо.
В Министерстве энергетики уверены, что подобная ситуация несистемна и не грозит перерасти в фундаментальную. Постепенно будут выполняться поставленные правительством задачи, для чего уже созданы все необходимые инструменты по налоговому регулированию. Это позволит удерживать цены на уровне существующих, правда, в зависимости от уровня инфляции. По прогнозам Министерства экономического развития, последний показатель составит за нынешний год 4,3% и не более, а в 2020 году и того меньше – 3,8%. Банк России оказался более скептичным: он дает 4,5-5,2% сейчас и 4% в ближайшем будущем. Примерно на такую же величину увеличится показатель в прайс-листах на отечественных заправках.
Стоит напомнить, что весной 2018 года сложилась очень непростая ситуация, когда цены на розничном рынке выросли приблизительно на 10%. Правительством моментально были приняты меры по исправлению положения путем снижения акцизов на бензин и дизтопливо с 1 июля. Помимо этого были достигнуты договоренности с нефтеперерабатывающими компаниями о том, что стоимость горюче-смазочных материалов до завершения года не будет пересматриваться.
В 2019 году для обуздания роста цен на ГСМ внутри страны предприняты достаточно действенные и проверенные временем способы. Так, власти решили возместить компаниям разницу между базовой стоимостью на основные виды горючего и более доходной экспортной. Затем предусмотрели введение обратного акциза на нефтепродукты, что поставляются на отечественные предприятия по нефтепереработке. Допустим, если на изготовление Евро-5 приходится свыше 10% первичного крекинга, то заводу возвращают три тысячи рублей на каждую тонну перерабатываемого сырья. Но все это возможно лишь при непременном условии резервирования топлива для внутринациональных нужд. Обратный акциз гарантирован тем НПЗ, что поработали над модернизацией производства или собираются это предпринять в ближайшие три года.
Между нефтяниками и правительством был заключен договор о заморозке оптовых цен на топливо до 1 апреля 2019 года. Однако уже в феврале руководитель ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков усомнился в правильности применяемых государством демпфирующих мер. По его мнению, это подталкивает компании производить как можно меньше товарной продукции.
В грядущем 2020 году демпфер не позволит ценам на топливо обгонять инфляцию. Эта система продолжит функционировать и после окончания ценовой заморозки с 1 июля этого года.
Однако россияне не должны питать иллюзий на этот счет. Заявление министра всего лишь означает, что ежемесячный рост цен сохранится в адекватных пределах и резких скачков не будет. Хотя от подорожания бензина нам никуда не деться.
Спасибо за ваше внимание к нашей публикации и прочтение статьи.